НА КУХНЕ

Хозяйки перед выбором: рапсовое или оливковое?..


В НПЦ НАН Беларуси по продовольствию прошла первая гастрономическая презентация рапсового масла. Ученые, представители «Белгоспищепрома», Минздрава, МАРТа и торговых сетей обсудили, как продвигать на внутренний рынок этот полезный продукт.

Началось мероприятие с того, что журналисты и гости отведали блюда с необычным ингредиентом. В меню, за которое отвечала шеф-повар одной из столичных кулинарных студий, были позиции, которые оценили и мясоеды, и вегетарианцы, и приверженцы здорового питания.

Все сошлись на том, что вполне реально заменять более дорогое, завозное оливковое масло отечественным – рапсовым. Благо с сырьем в стране проблем нет: многие крупные сельхозпредприятия охотно отводят немалые посевные площади под рапс. Выгодные закупочные цены стимулируют к этому. Ученые вместе с практиками научились получать неплохие урожаи маслосемян данной культуры.

Три основных производителя рапсового масла – Бобруйский завод растительных масел, Гомельский жировой комбинат, Минский маргариновый завод – устроили во время презентации мини-выставку, на которой можно было увидеть все виды выпускаемой сегодня в стране продукции. Промышленники заверяют: отечественный продукт сочетает в себе натуральность и передовые технологии, соответствует всем стандартам качества, проходит строгий лабораторный контроль. Важно, что рапсовое масло содержит омега-3 жирные кислоты и другие полезные элементы.

Правда, на данный момент у потребителей еще есть определенные стереотипы, мешающие более активному продвижению продукта в покупательские массы. Производственники надеются переубедить белорусов и сделать так, чтобы именно рапсовое масло заняло главное место в рационе соотечественников. Приемлемая цена – еще один аргумент «за».

«На нашем предприятии установлено сложное импортное оборудование, позволяющее получать масло по классической технологии. К слову, стандарт в Беларуси принят такой же, как во всем мире, – говорит директор Минского маргаринового завода Александр ШАТИЛО. – Приятно, что именно в стенах НПЦ по продовольствию прошла такая презентация – только совместными усилиями с наукой можно повысить имидж нужного для здоровья нации продукта».

По словам собеседника, количественно сырья в стране хватает. По качеству его есть нюансы, но производственники научились с помощью современного оборудования и классического способа переработки получать достойный продукт. Что до интересов основных игроков рынка, то А. Шатило считает, что у нас – рыночная конкуренция, и она только на пользу покупателю.

«Бизнес, производство должны активнее контактировать с наукой, в том числе по исследованиям, связанным с рапсовым маслом, – считает генеральный директор НПЦ НАН Беларуси Зенон Ловкис. – У нас есть характеристики всех масел, которые реализуются на рынке Беларуси. Пока не проводили дополнительных доклинических, клинических испытаний, чтобы выявить все сильные стороны именно рапсового масла. Возможно, о каких-то мы просто не знаем. Но для проведения такой работы нужны средства, и хотелось бы, чтоб концерн «Белгоспищепром» как-то изыскал их. И для общей пользы дела – производственники часть своей прибыли направляли на научные изыскания. Мы в этом им всегда готовы помочь».

Гендиректор Центра также полагает: рапс в обозримой перспективе останется у нас одной из основных сельхозкультур. А перед промышленниками и наукой стоит задача – выработать широкую линейку продуктов на основе рапсового масла.

По мнению заместителя председателя концерна «Белгоспищепром» Сергея ЯКОВЧИЦА, есть намерение изменить структуру потребления растительных масел на внутреннем рынке в пользу рапсового. Путь этот будет небыстрым, но первые шаги уже делаются. «В первом полугодии 2020-го удалось в два раза увеличить объемы продаж на внутреннем рынке. Однако в прошлом году 98% из произведенных в Беларуси 260 тысяч тонн рапсового масла было отправлено на экспорт. Причем, на внешних рынках оно продается дороже, чем внутри страны», – проинформировал С. Яковчиц.

Инна ГАРМЕЛЬ, «Навука»

Фото автора

 


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Алексей МЕЛЕЩЕНЯ, директор Института мясо-молочной промышленности НАН Беларуси:

    – Сейчас в Беларуси среднедушевое потребление молока – около 250 литров в год. По норме нужно бы чуть больше, но производим-то – уже почти 700 л на человека. Поэтому нецелесообразно дальше глобально наращивать объемы выпуска данного вида продукции. Оптимальным видится увеличение в ближайшие годы получаемого сырья с нынешних 7 до 8 млн т по году. Это – исходя из потребностей внутреннего и внешних рынков, с учетом нашей экспортной ориентированности…

    ЦИФРА

    5,8 млрд. долл. США

    составил в 2020 году экспорт белорусской сельхозпродукции и продуктов питания, сообщает официальный сайт Минсельхозпрода.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    РОСТ ЦЕН. Лекарства – еще как-то понять можно… Но – белорусские фрукты и овощи?!

    В январе текущего года выросли цены на многие лекарства, причем на отдельные – больше чем на 10%. Об этом сообщают в Федерации профсоюзов Беларуси, специалисты которой проводят мониторинг цен. Что еще более удивительно, и это отмечают в ФПБ, поползли вверх ценники на отечественную витаминную продукцию. Как в таких условиях защищаться от коварной заразы, всяких иных болячек? За счет каких позиций поднимать иммунитет?..

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)