НА КУХНЕ

Сырница по-славгородски: «откопать» и отведать!


Это уже становится набившей оскомину проблемой: турист, приехавший в Беларусь, не хочет постоянно отведывать «драники вообще»! А, допустим, если путешествует по просторам полесским – подавай ему картофельный эксклюзив тамошнего «замеса»... И больше никаких “прысмакаў” — не признаёт? Скажете, совсем «зажрался» иноземный гость? Вот и нет – спрос-то в масштабах мировой туриндустрии вполне обычный. Сможем ли его удовлетворить, вот в чем вопрос!

И откуда, с другой стороны, доморощенному общепиту и частнику, только сейчас открывающему кафешки, черпать рецепты действительно аутентичных блюд белорусской национальной кухни? В библиотеке, на интернет-сайтах? А, может, попытаться освоить в этом плане белорусскую деревню, ведь истоки нашей кухни – в том числе, и сельские? (Иные исследователи говорят про шляхетские традиции, так что спорить не станем – разные мнения имеют право на жизнь!)

Скажите навскидку, в каком из районов Беларуси можно найти хотя бы небольшую брошюрку, изданную там же, на месте, где бы рассказывалось о наиболее типичных угощеньях той территории? Правильно – искать подобное издание придется ой, как долго... Хотя, справедливости ради, стоит заметить: кое-где зачатки так нужной отчественной туриндустрии и не только работы – налицо. Вот, к примеру, Славгородский район. Местный фонд развития сельских территорий “Возрождение-Агро”, рассказала “БН” его директор Татьяна Гурина, минувшим летом запустил еще один свой проект – “Развитие сельских территорий”.

— За официальным названием “скрывается” более интригующее, интересное содержание, — пояснили “БН” в местном фонде “Возрождение-Агро”, помогающем сельчанам ставить собственные бизнес-проекты. – Хотим подтолкнуть деревенских жителей возрождать аутентичные традиции славгородского сыроварения.

Откуда “есть пошла” идея? От жизни сельской! В деревне Гиженка живет-поживает трудолюбивая сельчанка, хозяйка аж пяти буренок Людмила Ерофеева. Имея свой небольшой молочный бизнес, умудряется печься не только про извлечение прибыли. Варить сыры по бабушкиным рецептам? По мнению Людмилы, вовсе не архаизм какой-то, а – интересное, нужное дело!

В фонде “Возрождение-Агро” тоже не спали в шапку, а решили подхватить инициативу гиженской хозяюшки. У нее, кстати, в районе нашлись единомышленницы. И, как выяснилось, возрождать именно славгородскую фирменную традицию сыроварения – перспективно! Главная особенность здешних сыров, со времен далеких-далеких, — делаются без закваски, то есть не требуется квасить молоко. Татьяна Гурина приотрывает секрет:

— Молочко обычно оттапливалось в русской печи, чтобы получался аутентичный творог, из которого потом и “ваяли” наши бабушки сыры – действовали, правда, по-разному. Одни – готовили дальше творог в молоке, а другие – замешивали его с яйцом, солью, тмином. Во втором случае получался вариант остренького творожного сыра. Его потом – опять в печку, для термической обработки, а затем – еще и на подсушивание...

И совсем уже, казалось бы, готовый сыр на Славгородчине мог “трансформироваться” в такую вкуснотень... Если раскрошить продукт и залить растопленым сливочным маслом – просто пальчики оближешь! Сырница – что надо для потчевания иностранных туристов. Рискнем предположить: именно сырницей можно было бы назвать все сыры, сделанные в нашей национальной кулинарной традиции. Ими можно и нужно удивлять иноземных гостей! Но каждый ли белорус может похвастаться тем, что едал именно сырницу? Да, непременно, – в белорусской деревне? Чаще предпочитаем иностранные моцареллы да рокфоры. Впрочем, существенное вздорожание сырной продукции “грозит” снижением покупательского спроса на нее уже в самое ближайшее время.

Остается – возрождать бабушкины “завядзёнкі” и самим браться за варку сыра? Тогда, конечно, лучше побольше узнать про сырницу! В принципе, это понятие – не чуждое, в целом, традициям белорусской национальной кухни. Делают ее и на юге Беларуси тоже. Но в Славгородском районе, что на Могилевщине, — своя традиция еще не забыта...

— Если на южных белорусских землях сырницу употребляли и употребляют в горячем виде, то у нас – в холодном, — просветили славгородские энтузиасты. – Причем, перед едой проходил довольно продолжительный период хранения. Во время постов тщательно собиралось молоко, из него делали творог, потом – сырницу. Холодной ее ухитрялись сберегать аж до сенокосной поры, когда полагалось косцам непременно подкрепляться местной же кулинарной “фишкой”.

В фонде “Возрождение-Агро” не исключают: плодом реализации нового проекта вполне может стать создание сырного ИП – небольшого бизнеса. Но в этой затее, пожалуй, больше все-таки не чисто делового подхода, а имиджевой, туристической пользы. Сейчас тамошние энтузиасты продают оригинальные сыры от Ерофеевой и других хозяюшек на ярмарках – нужно провести своеобразное маркетинговое исследование, пойдут ли на “торживщах”? А в мае 2012-го, предварительно планируется, пройдет в Славгородском районе большой сырный “фэст”, где и подведут результаты резализации проекта.

Итого...

А если обобщить? Насколько белорусская национальная еда “вмонтирована” в отечественный же агроэкотуристический бизнес? Слабо! Если смоттреть, конечно, не сквозь призму отдельных “всплесков”, вроде известного “фэста” “Мотальскія прысмакі” или вот этого, свеженького, проекта, которые затеяли и реализуют уже на Славгородчине. Своих “сырниц” явно недостает практически всем районам Беларуси!

В чем тут дело? Не хватает энтузиастов, которые рискнули бы поставить на раскрутку именно “продовольственных” брендов? Или – почти не осталось “носителей”, унаследовавших от своих бабушек, дедушек рецепты оригинальных блюд, чей стаж бытования в белорусской деревне – не один век? Действительно ли так много кулинарных традиций на той же Славгородчине, за возрождение которых стоит браться?

— Поработаете серьезно по “сырному” проекту – обязательно отыщете ответы на эти вопросы! – посказывает коллегам из “Возрождения-Агро” Елена Тарасюк, специалист по информационным вопросам Международного фонда развития сельских территорий. – Ведь уже сейчас проводятся очень полезные встречи с хозяевами больших подворий, где есть не одна буренка... Узнаём, варят ли они сыр и по каким рецептам. Должна получиться целая база данных! На ее основании можно будет работать дальше – кто-то из охваченных хозяев захочет просто торговать сырами, а кто-то, не исключено, захочет открыть целую сырную агроусадьбу. Почему бы и нет? В конце концов, улучшчится качество жизни самих “сыроделов”, а внутри района появится шанс наладить своеобразную кооперацию, скоординировать усилия разных предприимчивых людей...

На снимке: Любовь ТКАЧ, жительница деревни Лебедёвка Славгородского района, недавно прикупила еще одну буренку. Теперь на подворье – три молочные кормилицы. Пора думать про... осваивание азов сыроварения?

Фото автора

Попробуем?
Рецепт сыра “Вясковы сулугуні” (от Людмилы Ерофеевой)

Понадобятся следующие ингредиенты: свежее молоко, уксус столовый 9-процентный, соль поваренная. Способ приготовления: молоко довести до кипения, добавить уксус (чтобы молоко свернулось) и соль (по вкусу). Варить 3-5 минут. Отбросив на сито, дать стечь сыворотке и поместить под пресс на 10-12 часов. К слову, по такому же рецепту, но только – из козьего молока, варит сыр «коллега» Ерофеевой по увлечению домашним сыроварением Галина Таран.


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Александр ЛУКАШЕНКО, Президент Беларуси:

    – Стоит вопрос: надо ли сегодня Беларуси производить значительно больше сельхозпродукции, чем сейчас? Мы не будем форсировать это, потому что продать тяжело. Вы видите, как мы пробиваемся на китайский рынок, диверсифицируем продажи продовольствия по всему миру, чтобы не зависеть от одного российского рынка. Мы идем во все точки для того, чтобы продать то, что мы сегодня производим с избытком…

    ЦИФРА

    1,15 млн т зерна вместе с кукурузой (при плане 1,5 млн т)

    получили аграрии Гродненщины по итогам 2018 года. Об этом сообщил губернатор региона Владимир КРАВЦОВ, докладывая Президенту Александру ЛУКАШЕНКО во время визита последнего в Гродно в октябре.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Белорусские фермеры не готовы работать с торговыми сетями, но покупатели будут искать органик продукты в гипермаркетах

    Только 43,2 процента белорусов осведомлены, что такое органические продукты и чем они отличаются от обычных. Основная часть информированных покупателей, в первую очередь, будет искать такую еду на полках гипермаркетов. И лишь 10% – заказывать на интернет-сайтах. Такие любопытные данные получены в ходе социологического исследования, которое провели в текущем году, по заказу Центра экологических решений (ЦЭР), специалисты Информационно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь. www.agrolive.by побывал на презентации результатов, организованной в Минске.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)