ПЧЕЛОВОДСТВО

Медовый экспорт: как украинские пчеловоды захватили рынок ЕС и почему могут его потерять


Украина постепенно становится ведущим экспортером меда в ЕС. За последние десять лет объем экспорта украинского меда вырос в 7 раз, в основном за счет поставок в европейские страны.

И это не предел – ведь ЕС считается наибольшим в мире потребителем меда. Ежегодно там съедают 150 тыс. тонн сладкого продукта – 27% всего мирового потребления.

По итогам 2014 года экспорт украинского меда составил 36,3 тыс. тонн. Благодаря открытию рыка и появлению квот украинские производители смогли нарастить свой экспорт в ЕС на 67,6% – более чем в полтора раза. В одну лишь Германию в прошлом году было экспортировано 11,5 тыс. тонн меда. Немногим меньше – 7,8 тыс. тонн – было продано в Польше.

Все это позволило правительству говорить о меде как о наиболее перспективной статье украинского экспорта. Тем более, что квота нынешнего года на беспошлинный экспорт меда в ЕС была исчерпана буквально за несколько дней.

Высокие темпы роста экспорта ожидались и в следующем году.

Однако, вопреки ожиданиям, в 2015-м объемы экспорта чуть "просели". По данным Министерства аграрной политики Украины, по итогам 10 месяцев было экспортировано 25 тыс. тонн меда - чуть меньше, чем в аналогичный период 2014 года (27,2 тыс. тонн).

Чем вызван такой спад? Тем более, в ситуации, когда экспортом меда занимается все больше и больше компаний!

"Европейская правда" решила разобраться в этом, пообщавшись с руководителями украинских компаний-экспортеров. 

Ведущие украинские экспортеры меда уже много лет работают на рынке ЕС. Один из них – компания "Бартник" из города Изяслав Хмельницкой области. По словам ее коммерческого директора Вадима ПАНЬКОВСКОГО, компания имеет уже 20-летний опыт продаж в странах ЕС, в первую очередь – в Германии.

При этом в компании уверяют: особых проблем с продажами в ЕС нет, покупатели сами ищут именно украинский мед.

"Как правило, найти покупателей проблем нет – они приезжают, берут пробы для анализов и после этого подписывают контракт", – говорит Паньковский.

"Интерес к украинскому меду в Европе очень большой. Основными производителями меда в Западной Европе являются Испания, Франция и Германия, но их объемы производства недостаточны для Европы, а себестоимость произведённого килограмма меда выходит высокой", - соглашается директор компании "Общество Жень" из Киевской области Анатолий ХАРКОВЕНКО.

"По сути, в ЕС конкуренцию украинскому меду элитных сортов может составлять лишь Венгрия. Хотя и у венгерского меда себестоимость значительно выше украинского", – уточняет он.

Интересный момент: хотя в восточноевропейских странах сильное собственное производство, они также активно покупают мед из Украины.

Украинские производители уверены, что это неспроста. "Можно говорить, что значительная часть меда, который продается в Западной Европе как болгарский или румынский, на самом деле имеет украинское происхождение", – уверен Паньковский.

В то же время при выходе на европейские рынки украинские компании сталкиваются с активной торговой политикой китайских и южноамериканских компаний.

"С китайцами очень сложно конкурировать, поскольку у них громадные объемы производства, что влияет на цену, а главное – они очень гибки и всегда готовы внести корректировку в свое производство по желанию покупателей", – говорит Паньковский.

В то же время производители признают – Украина вполне могла бы нарастить объемы экспорта меда в ЕС, даже без увеличения квот.

Простое сравнение – Украина занимает четвертое место в мире по производству меда (уступая Китаю, Аргентине и Турции), но лишь шестое – по объемам экспорта в ЕС.

"Я не раз общался со своими немецкими партнерами, и они признают, что основная проблема – это опасения, что украинские производители не смогут вовремя выполнить заказ. Прежде всего, по политическим причинам. Если бы этих проблем не было, мы запросто смогли бы потеснить многих других экспортеров, в том числе латиноамериканцев", – признает Паньковский.

Еще одна проблема – нынешний рост украинского экспорта меда в ЕС в значительной степени может быть "съеден" снижением цен. "Сейчас на европейском рынке очень активна Аргентина. Традиционно она продавала свой мед в США, но в 2015 году там возникли проблемы. Как результат – у них скопился огромный объем, который они были готовы продавать в ЕС с большими скидками", – отмечают в "Бартнике".

Обострившейся конкуренцией производители объясняют и нынешний спад – как по объемам экспорта, так и по ценам реализации.

Однако наибольшей угрозой пасечники считают... внутреннюю конкуренцию.

"Еще пару лет назад из Украины мед в ЕС продавали 10 компаний. Сейчас - больше 50. Просто в правительстве сказали, что это самый выгодный бизнес", – говорит Паньковский.

Главная проблема в том, что увеличение спроса на украинский мед способствует выходу на этот рынок новых компаний-экспортеров, не знакомых с его особенностями.

"У некоторых экспортеров даже нет своего производства. Они ищут партнера в ЕС, получают предоплату, а потом начинают скупать мед у производителей. Само собой, что в такой ситуации эти компании не могут обеспечить необходимое качество, – говорит Анатолий Харковенко. – Наши немецкие партнеры отмечают, что за последний год у них в десять раз выросло число предложений из Украины. «У вас, что, в десять раз выросло производство?» – спрашивают они".

В такой ситуации украинские экспортеры сами работают на снижение цены, что бьет по добросовестным поставщикам сладкого продукта.

Сами производители при этом считают, что выходом из подобной ситуации может стать усиление контроля за качеством меда. Среди прочего это позволит закрыть рынок перед низкокачественным китайским продуктом, который с 2016 года очень легко сможет поставляться на рынок Украины через страны ЕС по нулевым таможенным ставкам.

Одним из перспективных направлений сегодня является выход на рынки ЕС с продуктами, которые имеют значительно высшую добавленную стоимость. "Если до сих пор мы поставляли мед в ЕС в 200-литровых бочках, как сырье, то теперь мы готовимся продавать его расфасованным в собственную тару от 15 г до 1,5 кг под украинским брендом", – рассказывают в "Обществе Жень".

Еще один выход – получение сертификатов экологической продукции. Как уже писала "ЕвроПравда", хотя такие сертификаты непросто получить, они открывают перед экспортерами рынок с меньшей конкуренцией и большей стоимостью продукции.

В "Бартнике", где планируют в ближайшее время получить такой сертификат, уточняют – переход на экологические нормы производства, например, возврат к деревянным ульям, практически не требует дополнительных затрат, но увеличивает стоимость продукции на 10-15 %.

За последние пару лет украинский экспорт меда в ЕС сделал громадный количественный рывок. Теперь осталось лишь доказать качество продукции и защититься от недобросовестных экспортеров.

(Статья подготовлена "Европейской правдой" в рамках информационной кампании Stronger Together)

Источник фото: сайт “ЕвроПравды”


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Леонид ЗАИКО, экономист, руководитель Аналитического центра «Стратегия»:

    – (О планах главы белорусского государства возрождать небольшие деревни – Прим. www.agrolive.by) . Они сначала создали проблемы, а теперь хотят их решать. Мне кажется, белорусская власть просто не понимает, что произошло в деревне. Она не имеет ни малейшего представления. Дело в том, что в Европе еще в средние века бедные крестьяне разорялись и уходили в города. В сельской местности оставались самые сильные. В Беларуси и в России все было наоборот: с того времени, как началась коллективизация, самые сильные и умные начали уходить из деревень.

    ЦИФРА

    Более 4,1 тыс. молочно-товарных ферм, из них 1 181 реконструированных и модернизированных

    всего в стране действуют по состоянию на 2017 год, проинформировали Президент Беларуси Александра ЛУКАШЕНКО во время одной из своих рабочих поездок в Брестскую область минувшим летом. Глава государства добавил, что в высокой степени готовности – еще более 120 ферм. И поручил завершить строительство МТФ в стране за 2017–2018 годы?, сообщило БЕЛТА.?

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Заложники индустриализации. Из агрогородка

    Во всем мире исключительно важное значение приобрела проблема загрязнения воздуха и воды промышленными отходами. Особенно это касается промышленных центров и прилегающих к ним территорий, где сосредоточено много крупных предприятий. Жители агрогородка Вейно Могилевского района тоже считают себя в какой-то степени заложниками индустриализации.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)