АГРОТУРИЗМ

Кафе у дороги и на агроусадьбе. Конкуренты или... друзья по несчастью?


Туриста, как того соловья, одними баснями не накормишь! Духовная пища – это прекрасно, но если в путешествиях-странствиях элементарно не можешь нормально перекусить... А в белорусской глубинке с этим вопросом пока далеко не полный ажур, мягко говоря. Придорожный сервис хромает, и ощутимо! Многочисленные административные процедуры, согласования, земельные мытарства, все еще обилие проверок зачастую вынуждают денежных людей отказываться от реализации подобных проектов.

Вы спросите, а при чем тут агроэкотуризм? На усадьбах-то кормят, вроде, неплохо? Однако ж, не в вакууме живем и работаем – а в условиях подвижной экономики, где разные рыночные сегменты как бы взаимодополняют друг друга. Вот и придорожный общепит, точнее, проблема его недоразвития в Беларуси тесно «соприкасается» с бизнесом на отдыхе в глубинке. Более того, между этими двумя игроками на рынке туристическом наметилась неслабая конкуренция. Причем, по части кулинарно-питательной усадьбы выигрывают борьбу за клиента — такую мысль недавно высказал, в частности, сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. Да и, вообще, белорусский придорожный сервис, считают сами участники рынка, относится к числу самых неприбыльных видов бизнеса. Но как привлечь иностранного туриста без крепкого сервиса у дороги? Государству тут есть над чем подумать... Ясно, что нужно как-то простимулировать или, хотя бы, свести к минимуму еще существующие помехи?

Любопытно, но Виктор Маргелов видит корень конкурентного отставания придорожного общепита от аграрно-усадебного именно в... особом статусе туризма по-деревенски. За право заниматься бизнесом по приему гостей хозяева усадеб фактически ничего не платят, кроме одной базовой величины в год. И только примерно месяц назад для объектов агроэкотуризма ввели простейшие санитарные правила. А на «придорожников» уже давно и «стабильно» обрушивается шквал проверок, налоговое бремя никак не меньшее, чем в большом городе. Как тут сдюжить борьбу за клиентский кошелек? Результат – объекты придорожного сервиса, не подпадающие под действие законодательства по агроэкотуризму, застывают в развитии.

Кому от этого польза? На первый взгляд, хозяевам усадеб, но это – лишь на взгляд очень поверхностный! Ведь многие усадьбы сами официально не спешат раскручивать питательную статью дохода. Опаска – общая с «придорожниками»: замучают проверками санслужбы, пожарные... Проще перенаправить туристов в заведения общепита, в том числе придорожного. То есть, важна кластерность, консолидация усилий! Но до нее далеко, пока наблюдается ощутимый дисбаланс в развитии двух направлений. По большому счету, ситуация с развитием придорожного бизнеса, тут можно соглашаться с проигрывающей стороной, и впрямь сложная. А что если подумать о системе одной базовой и для хозяев придорожных кафе? Но с условием, что ими станут... хозяева агроусадеб? И, потом, стоит помнить: агроэкотуризм, в отличие от придорожного бизнеса, не чисто коммерческий, а – социально-коммерческий проект. Он «заточен» на развитие деревни, поэтому ему дан такой карт-бланш. В виде фактически безналогового существования...

Правда, стоит признать: субъекты придорожного сервиса имеют полное право возмущаться тем, как государство «содействует» их бизнес-начинаниям. Факт сотается фактом: Директива №4, на которую возлагалось столько надежд, так и не заработала по-настоящему. Чего, впрочем, стоило ожидать – хотя бы потому, что запоздал этот магистральный документ как минимум лет на пять. Да и многим уже сейчас ясно: государственная политика в сфере раскрепощения деловой инициативы строится по принципу «мы вам что-то такое изобразим, а вы довольствуйтесь-ка обещаниями». Осмелюсь предположить: нынешнего системного валютно-экономического кризиса в стране могло и не быть, окажись мы пятилетку назад дальновиднее. Начни еще тогда уходить в экономическом регулировании от крепкой, но малоэффективной жесткой руки...Но, что поделать, — «идем своим путем»... Вот только куда?!


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Александр ЛУКАШЕНКО, Президент Беларуси:

    – Стоит вопрос: надо ли сегодня Беларуси производить значительно больше сельхозпродукции, чем сейчас? Мы не будем форсировать это, потому что продать тяжело. Вы видите, как мы пробиваемся на китайский рынок, диверсифицируем продажи продовольствия по всему миру, чтобы не зависеть от одного российского рынка. Мы идем во все точки для того, чтобы продать то, что мы сегодня производим с избытком…

    ЦИФРА

    1,15 млн т зерна вместе с кукурузой (при плане 1,5 млн т)

    получили аграрии Гродненщины по итогам 2018 года. Об этом сообщил губернатор региона Владимир КРАВЦОВ, докладывая Президенту Александру ЛУКАШЕНКО во время визита последнего в Гродно в октябре.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Белорусские фермеры не готовы работать с торговыми сетями, но покупатели будут искать органик продукты в гипермаркетах

    Только 43,2 процента белорусов осведомлены, что такое органические продукты и чем они отличаются от обычных. Основная часть информированных покупателей, в первую очередь, будет искать такую еду на полках гипермаркетов. И лишь 10% – заказывать на интернет-сайтах. Такие любопытные данные получены в ходе социологического исследования, которое провели в текущем году, по заказу Центра экологических решений (ЦЭР), специалисты Информационно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь. www.agrolive.by побывал на презентации результатов, организованной в Минске.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)