АГРОТУРИЗМ

Кафе у дороги и на агроусадьбе. Конкуренты или... друзья по несчастью?


Туриста, как того соловья, одними баснями не накормишь! Духовная пища – это прекрасно, но если в путешествиях-странствиях элементарно не можешь нормально перекусить... А в белорусской глубинке с этим вопросом пока далеко не полный ажур, мягко говоря. Придорожный сервис хромает, и ощутимо! Многочисленные административные процедуры, согласования, земельные мытарства, все еще обилие проверок зачастую вынуждают денежных людей отказываться от реализации подобных проектов.

Вы спросите, а при чем тут агроэкотуризм? На усадьбах-то кормят, вроде, неплохо? Однако ж, не в вакууме живем и работаем – а в условиях подвижной экономики, где разные рыночные сегменты как бы взаимодополняют друг друга. Вот и придорожный общепит, точнее, проблема его недоразвития в Беларуси тесно «соприкасается» с бизнесом на отдыхе в глубинке. Более того, между этими двумя игроками на рынке туристическом наметилась неслабая конкуренция. Причем, по части кулинарно-питательной усадьбы выигрывают борьбу за клиента — такую мысль недавно высказал, в частности, сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. Да и, вообще, белорусский придорожный сервис, считают сами участники рынка, относится к числу самых неприбыльных видов бизнеса. Но как привлечь иностранного туриста без крепкого сервиса у дороги? Государству тут есть над чем подумать... Ясно, что нужно как-то простимулировать или, хотя бы, свести к минимуму еще существующие помехи?

Любопытно, но Виктор Маргелов видит корень конкурентного отставания придорожного общепита от аграрно-усадебного именно в... особом статусе туризма по-деревенски. За право заниматься бизнесом по приему гостей хозяева усадеб фактически ничего не платят, кроме одной базовой величины в год. И только примерно месяц назад для объектов агроэкотуризма ввели простейшие санитарные правила. А на «придорожников» уже давно и «стабильно» обрушивается шквал проверок, налоговое бремя никак не меньшее, чем в большом городе. Как тут сдюжить борьбу за клиентский кошелек? Результат – объекты придорожного сервиса, не подпадающие под действие законодательства по агроэкотуризму, застывают в развитии.

Кому от этого польза? На первый взгляд, хозяевам усадеб, но это – лишь на взгляд очень поверхностный! Ведь многие усадьбы сами официально не спешат раскручивать питательную статью дохода. Опаска – общая с «придорожниками»: замучают проверками санслужбы, пожарные... Проще перенаправить туристов в заведения общепита, в том числе придорожного. То есть, важна кластерность, консолидация усилий! Но до нее далеко, пока наблюдается ощутимый дисбаланс в развитии двух направлений. По большому счету, ситуация с развитием придорожного бизнеса, тут можно соглашаться с проигрывающей стороной, и впрямь сложная. А что если подумать о системе одной базовой и для хозяев придорожных кафе? Но с условием, что ими станут... хозяева агроусадеб? И, потом, стоит помнить: агроэкотуризм, в отличие от придорожного бизнеса, не чисто коммерческий, а – социально-коммерческий проект. Он «заточен» на развитие деревни, поэтому ему дан такой карт-бланш. В виде фактически безналогового существования...

Правда, стоит признать: субъекты придорожного сервиса имеют полное право возмущаться тем, как государство «содействует» их бизнес-начинаниям. Факт сотается фактом: Директива №4, на которую возлагалось столько надежд, так и не заработала по-настоящему. Чего, впрочем, стоило ожидать – хотя бы потому, что запоздал этот магистральный документ как минимум лет на пять. Да и многим уже сейчас ясно: государственная политика в сфере раскрепощения деловой инициативы строится по принципу «мы вам что-то такое изобразим, а вы довольствуйтесь-ка обещаниями». Осмелюсь предположить: нынешнего системного валютно-экономического кризиса в стране могло и не быть, окажись мы пятилетку назад дальновиднее. Начни еще тогда уходить в экономическом регулировании от крепкой, но малоэффективной жесткой руки...Но, что поделать, — «идем своим путем»... Вот только куда?!


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Алексей БОГДАНОВ, начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Беларуси:

    – Россия остается важнейшим торгово-экономическим партнером для белорусских производителей сельхозпродукции, которая пользуется высокой лояльностью потребителей. Стратегия на этом рынке такова: сохранить достигнутое за прошлые годы. А вот дополнительные объемы производства и по мясу, и по молоку поставлять на разные рынки, диверсифицируя экспорт. Мы реально понимаем, что Россия занимается очень хорошим делом — импортозамещением, наращиванием собственного производства. Негоже такой стране зависеть от кого-то по импорту основных продуктов питания…

    ЦИФРА

    С 64 до чуть менее 30 тысяч единиц

    упали за последние годы, по сравнению с 2012-м, объемы производства тракторов в Беларуси. Об этом, как сообщает БЕЛТА, доложил на совещании у Президента А. ЛУКАШЕНКО министр промышленности РБ Виталий ВОВК.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    В Гомельском районе – органик сад

    Здесь будут выращивать яблоки, груши и абрикосы без «химии». Местные фрукты прекрасно дополнят школьные обеды, а излишки планируют продавать – деньги пойдут на поддержку школы. К тому же сад станет местом отдыха деревенских жителей, сообщили www.agrolive.by в Центре экологических решений (ЦЭР).

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)