АГРОТУРИЗМ

Кафе у дороги и на агроусадьбе. Конкуренты или... друзья по несчастью?


Туриста, как того соловья, одними баснями не накормишь! Духовная пища – это прекрасно, но если в путешествиях-странствиях элементарно не можешь нормально перекусить... А в белорусской глубинке с этим вопросом пока далеко не полный ажур, мягко говоря. Придорожный сервис хромает, и ощутимо! Многочисленные административные процедуры, согласования, земельные мытарства, все еще обилие проверок зачастую вынуждают денежных людей отказываться от реализации подобных проектов.

Вы спросите, а при чем тут агроэкотуризм? На усадьбах-то кормят, вроде, неплохо? Однако ж, не в вакууме живем и работаем – а в условиях подвижной экономики, где разные рыночные сегменты как бы взаимодополняют друг друга. Вот и придорожный общепит, точнее, проблема его недоразвития в Беларуси тесно «соприкасается» с бизнесом на отдыхе в глубинке. Более того, между этими двумя игроками на рынке туристическом наметилась неслабая конкуренция. Причем, по части кулинарно-питательной усадьбы выигрывают борьбу за клиента — такую мысль недавно высказал, в частности, сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. Да и, вообще, белорусский придорожный сервис, считают сами участники рынка, относится к числу самых неприбыльных видов бизнеса. Но как привлечь иностранного туриста без крепкого сервиса у дороги? Государству тут есть над чем подумать... Ясно, что нужно как-то простимулировать или, хотя бы, свести к минимуму еще существующие помехи?

Любопытно, но Виктор Маргелов видит корень конкурентного отставания придорожного общепита от аграрно-усадебного именно в... особом статусе туризма по-деревенски. За право заниматься бизнесом по приему гостей хозяева усадеб фактически ничего не платят, кроме одной базовой величины в год. И только примерно месяц назад для объектов агроэкотуризма ввели простейшие санитарные правила. А на «придорожников» уже давно и «стабильно» обрушивается шквал проверок, налоговое бремя никак не меньшее, чем в большом городе. Как тут сдюжить борьбу за клиентский кошелек? Результат – объекты придорожного сервиса, не подпадающие под действие законодательства по агроэкотуризму, застывают в развитии.

Кому от этого польза? На первый взгляд, хозяевам усадеб, но это – лишь на взгляд очень поверхностный! Ведь многие усадьбы сами официально не спешат раскручивать питательную статью дохода. Опаска – общая с «придорожниками»: замучают проверками санслужбы, пожарные... Проще перенаправить туристов в заведения общепита, в том числе придорожного. То есть, важна кластерность, консолидация усилий! Но до нее далеко, пока наблюдается ощутимый дисбаланс в развитии двух направлений. По большому счету, ситуация с развитием придорожного бизнеса, тут можно соглашаться с проигрывающей стороной, и впрямь сложная. А что если подумать о системе одной базовой и для хозяев придорожных кафе? Но с условием, что ими станут... хозяева агроусадеб? И, потом, стоит помнить: агроэкотуризм, в отличие от придорожного бизнеса, не чисто коммерческий, а – социально-коммерческий проект. Он «заточен» на развитие деревни, поэтому ему дан такой карт-бланш. В виде фактически безналогового существования...

Правда, стоит признать: субъекты придорожного сервиса имеют полное право возмущаться тем, как государство «содействует» их бизнес-начинаниям. Факт сотается фактом: Директива №4, на которую возлагалось столько надежд, так и не заработала по-настоящему. Чего, впрочем, стоило ожидать – хотя бы потому, что запоздал этот магистральный документ как минимум лет на пять. Да и многим уже сейчас ясно: государственная политика в сфере раскрепощения деловой инициативы строится по принципу «мы вам что-то такое изобразим, а вы довольствуйтесь-ка обещаниями». Осмелюсь предположить: нынешнего системного валютно-экономического кризиса в стране могло и не быть, окажись мы пятилетку назад дальновиднее. Начни еще тогда уходить в экономическом регулировании от крепкой, но малоэффективной жесткой руки...Но, что поделать, — «идем своим путем»... Вот только куда?!


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Сергей СИДОРСКИЙ, член Коллегии (министр) по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК:

    – Для развития интеграции и устранения необоснованных барьеров в торговле необходима передача на наднациональный уровень полномочий по принятию решений о введении запретов и ограничений на взаимные поставки продукции в союзе.

    ЦИФРА

    Минус 43 процента –

    такова, по результатам работы за 2017-й, рентабельность продаж КРС в живом весе в АПК Беларуси. Об этом сообщила «Сельская газета».

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Александр ЛАПОТЕНТОВ: " Просто у нас необычная работа с людьми. И „дворцы“ для коров мы не строим…"

    Так председатель СПК «Колхоз «Родина» Белыничского района Александр Лапотентов (на снимке) объясняет нетипично высокие для аграриев зарплаты и рентабельность хозяйства. Недавно сюда приезжал Президент Беларуси Александр ЛУКАШЕНКО: подарил легковое авто Geely и наказал всем развиваться по примеру «Родины». Мы узнали, что это значит. И как, например, производство говядины в Беларуси можно сделать прибыльным.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)