АГРОТУРИЗМ

Почва для роста

Людмила ЦАРЁВА
Хотелось бы порассуждать на заданную тему: «Откуда возьмутся новые энтузиасты для более широкого продвижения идеи агроэкотуризма в сельскую глубинку Беларуси?» Дело, которому служу… Вот уже три года, как существует, с моей подачи, в Полоцке Информационный центр сельского туризма и отдыха. Рискну утверждать: аналогов ему нет в республике. Наверное, главная ценность этого дела в том, что корни его – здесь, на Полотчине. Тут же реализована инициатива, без которой дальше продвигать агроэкотуризм в республике будет сложно.

Почему, спросите вы, настолько важно в каждом районе иметь некую координирующую структуру, вроде нашего центра? Ведь белорусский сельский туризм и сам по себе

неплохо развивается? Но проблема как раз в том, что сегодня остро не хватает кооперационных связей, взаимовыгодного сотрудничества. Мы, хозяева усадеб, стараемся ставить свои небольшие бизнес-проекты не то, чтобы в вакууме, но… Пока больше действуем по наитию, уповая: потенциальные клиенты и так «набредут» на усадьбу, нами обустроенную. Но если бы все так просто было, то клиентов пришлось бы «отваживать», утрированно говоря! На самом же деле – уровень довольно высоких цен на услуги белорусских усадеб вовсе не говорит про бешеный спрос. Скорее, не совсем большое предложение позволяет не остаться без туриста. А при большем количестве субъектов в бизнесе на сельском отдыхе – возрастет конкуренция, снизится ценник…

Но как сделать, чтобы больше было реально работающих, не «бумажных» усадеб в Беларуси? Во-первых, нужно помогать людям, которые, как я, например, пытаются сделать усадьбы на старых хуторах, доставшихся в наследство от бабушек, дедушек. Реально помогать, не на словах! Между прочим, помните, несколько лет назад бросили клич едва ли не на уровне министерском: даешь возрождать хуторские селения! И что имеем на сегодня? Хотя бы один такой возрожден при активном участии государства? Нет, тут речь идет про титанические усилия простого человека, который вынужден преодолевать массу преград на пути к реализации своей мечты. По своему опыту знаю: такое возрождение хуторского наследства в новом качестве – очень нелегкое дело! Возникает немало вопросов, решить которые человеку в одиночку не под силу. Скажем, разве может потенциальный хозяин агроусадьбы «потянуть» электрификацию своего хуторка? Тут важно, чтобы эффективно работало частно-государственное партнерство!

Быть может, кому-то покажется: хозяева агроусадеб в деньгах купаются, получают сверхприбыли. А, значит, могут сегодня предложить сервис по самому высшему разряду? Не стала бы спешить со столь радужными выводами! Мне звонят клиенты, просят теперь уже, кроме стандартного набора – «природа, тишь, сельская идиллия», — еще и целый набор развлечений. Лодки, лыжи, снегоходы… И это, подразумевается, можем предложить? Честно скажу: на Полотчине усадьбы еще отстают от «коллег» в других регионах, особенно – в пристоличье, где, кроме вышеперечисленного, есть и лошадки, и кареты, и прочие «заманушки». Выход? Кооперироваться! Чтобы сообща купить, допустим, тот же снегоход – один на пяток усадеб…

С другой стороны, мне видится, для объединения усилий придется преодолеть некоторые «но». Не совсем мое – раз будет общее? К слову, некая аналогия по этому поводу возникла у меня во время недавней поездки в Польшу, где мы знакомились с опытом ведения агротуристического бизнеса и фермерства. Казалось бы, зачем польскому фермеру, при ста га земли, иметь десяток тракторов? Своё – не тяготит? Наверное… В том и отличие наших хозяев от польских, что в стране-соседке агротуризм развивается по большей части на базе фермерства, которое окрепло, устоялось. У нас же, это — мой субъективный взгляд, пока чаще сельский туризм как бы привносится на деревенскую же почву. Горожанами, вышедшими на пенсию. Просто обеспеченными людьми, которые вкладывают капитал в какой-либо «крутой» туркомплекс. Можно и так развиваться, но, по-моему, эффективнее, правильнее – все-таки польский вариант. То, что взращивается сельским человеком не в первом поколении, на деревенской же почве – перспективнее будет! Мы же зачастую привыкли автоматически относить к сельскому туризму все, что делается в индустрии отдыха «за городской чертой».

Не уверена, что много туристов привлекут в районы, на периферию так называемые бренды – типа Зюзи Поозерского на Поставщине или, вот, недавно «введенного» для Полотчины Лешего-Лесуна, хозяина лесов. Зачем тогда «клонировать» всевозможные поместья разных местечковых дедов морозов, прочих сказочных персонажей? Не соглашусь, впрочем, будто бы такая практика – совсем бесполезна. Здесь речь идет о пользе именно для внутреннего туристического рынка. Нужно ведь думать и о том, куда поехать местечковцам, где развлечь местную же ребятню?

В любом деле важно не «заболтать» идею, не оставить ее на уровне слов, своеобразных деклараций о намерениях. Да, креативных идей в нашем туризме пока немного «варится», но, на мой взгляд, еще сложнее с энтузиастами, теми, кто должен браться за конкретное воплощение. Но у человека должен быть не просто порыв, а – простимулированный. Ведь чем привлек сельский туризм многих белорусов? Тем, что дает возможность заиметь собственное, свое, то, что можно оставить по наследству. Не думаю в связи с этим, что стоит ждать большого прироста количества усадеб в Беларуси. Пусть лучше их будет столько, сколько есть сейчас. Но уже работающие в этом сегменте турбизнеса должны думать о своем качественном «приросте», развитии. В ближайшее время, боюсь, далеко не каждая белорусская семья сможет позволить себе выложить по двадцать-тридцать долларов в сутки, без питания, за отдых на отечественной же усадьбе. Большая надежда на иностранцев, россиян – в частности? Судите сами. Да, прошлый турсезон оказался богат на отдыхающих из России, сказались ценовые преимущества. Но кто даст гарантии, что так будет и в следующем году? Между тем, по статистике, только 20 процентов туристов, которые приезжают отдыхать на белорусские усадьбы, — это иностранцы. Чем заманивать своих же сограждан будем?..

Людмила ЦАРЁВА, руководитель Информационного центра сельского туризма и отдыха

г. Полоцк

Комментарий AGROLIVE.by

Прокормит ли календарь? Вот вопрос… Пока, на первый взгляд, все более-менее благополучно. Хозяевам белорусских агроусадеб особо некогда предаваться анализу успехов и потерь – только-только отшумел летне-осенний сезон отпусков, как «грянуло» предзимье. Живущие по особому, агротуристическому, календарю, хорошо знают: Новый год «наступил» задолго до 1 января 2012-го.

Но как долго будет продолжаться мода на праздничные туристические вояжи, приуроченные к тем или иным красным датам в календаре? Пока эксперты даже не заговаривают о смене тренда, но, все же… В целом для туриндустрии Беларуси ушедший в историю 2011 год выдался непростым. Проблемы, который принесли валютные неурядицы, впрочем, никуда не улетучились с приходом нового года. Особенно непросто приходится туроператорам в глубинке, где местные чиновники активно контролируют… выполнение прогнозного показателя по въездному туризму. Хотя даже ежу понятно – туристический поток из-за границы нынче не тот. Как-то подзабылось: с визовой точки зрения Беларусь по-прежнему остается страной малодоступной. Минспорта и туризма с упорством, достойным похвалы, стучится в более высокие инстанции, вплоть до Президента, с предложениями облегчить визовое «проникновение» в Беларусь… Пока – воз там, где стоял. Откуда ж браться более активному притоку иностранцев, которые предпочитают схожие страны, вроде Литвы, по вполне объяснимым причинам?

Туристическая отрасль в нашей республике «решила» стоически пережить «полосу препятствий», хотя и приходится держать отчет – кому перед собой, а кому и перед начальством – почему, все-таки, случился отток туристов. Усадебный бизнес в 2011-м тоже недосчитался клиентуры, хотя в большей степени это коснулось белорусов. Россияне, наоборот, облюбовали белорусские «агроциммеры». Причем, москвичи, питерцы превалировали, а не провинциалы.

Впрочем, тут нечему обольщаться. Эксперты, сами энтузиасты турбизнеса по-деревенски — в поисках и в… легкой тревоге. Все сложнее становится привлекать на усадьбы своих же сограждан. Что любопытно, в 2011 году укрепился один тренд и немного сдал позиции другой. Если в прежние годы белорусы больше предпочитали семейный отдых на агроусадьбах, то сейчас – продолжает укрепляться бум на всевозможные корпоративы, свадьбы, дни рождения, просто праздники. Впрочем, здесь мы отстаем по-прежнему от европейских тенденций – тамошние конкуренты уже задумываются о других, кроме календарного, способах привлечения клиентов. В частности, вовсю осваивают Интернет-пространство, чтобы с его помощью рекламировать свои услуги на качественно новом, современном уровне…


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Алексей БОГДАНОВ, начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Беларуси:

    – Россия остается важнейшим торгово-экономическим партнером для белорусских производителей сельхозпродукции, которая пользуется высокой лояльностью потребителей. Стратегия на этом рынке такова: сохранить достигнутое за прошлые годы. А вот дополнительные объемы производства и по мясу, и по молоку поставлять на разные рынки, диверсифицируя экспорт. Мы реально понимаем, что Россия занимается очень хорошим делом — импортозамещением, наращиванием собственного производства. Негоже такой стране зависеть от кого-то по импорту основных продуктов питания…

    ЦИФРА

    С 64 до чуть менее 30 тысяч единиц

    упали за последние годы, по сравнению с 2012-м, объемы производства тракторов в Беларуси. Об этом, как сообщает БЕЛТА, доложил на совещании у Президента А. ЛУКАШЕНКО министр промышленности РБ Виталий ВОВК.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    В Гомельском районе – органик сад

    Здесь будут выращивать яблоки, груши и абрикосы без «химии». Местные фрукты прекрасно дополнят школьные обеды, а излишки планируют продавать – деньги пойдут на поддержку школы. К тому же сад станет местом отдыха деревенских жителей, сообщили www.agrolive.by в Центре экологических решений (ЦЭР).

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)