АГРОТУРИЗМ

ХОТЕЛИ. КАК ЛУЧШЕ, А ВЫШЛО?..


Не так давно на одном из белорусских телеканалов прошло ток-шоу по теме развития туризма в стране. С акцентированием ситуации на въездной его составляющей. Приглашенные на программу чиновники из структур государственного управления честно отрабатывали свой хлеб: убеждали аудиторию по обе стороны экрана в уникальности белорусской природы, как естественной предпосылке повышенного интереса к стране, а также в успешном развитии необходимой инфраструктуры для туризма. Как-то: в опережающих темпах строительства гостиниц, возведения спортивных арен, создания многочисленных агроусадеб, и так далее, и тому подобное…

 Еще говорили много об участии в выставках, проведении презентаций, осуществлении рекламных мероприятий, организации конференций и семинаров. Главный посыл, таким образом: надо только всем работать и работать в этом направлении.

 А представители турбизнеса, со своей стороны, твердили о завышенной стоимости въездных виз в Беларусь, несоразмерности платы за санаторно-курортное оздоровление с его качеством, необъяснимых ценах за гостиничные номера, недоразвитости сервисных услуг, отсутствии внятных правил для желающих восстановить историко-культурное наследие и далее -- в том же духе.

Другими словами, каждый говорил о своем. Чем и оставался чрезмерно доволен. Апофеозом же данного ток-шоу стало подведение «разрешенных» итогов не очень массового телефонного голосования по вопросу: «Привлекательна ли Беларусь для зарубежных туристов?». Ответ «НЕТ», судя по реакции ведущего и приглашенных экспертов, также был предсказуем, как и весь ход обсуждения вопроса!         

                 Как будто и не было реализации последней целевой Государственной программы развития туризма в Республике Беларусь с триллионными вложениями и усилиями: на переподготовку специалистов и проведение тренингов, на участие в различных форумах и выпуск рекламно-информационной продукции, обустройство отдельно взятых баз отдыха и объектов придорожного сервиса, проведение ознакомительных туров и разработку новых маршрутов?!

 Вряд ли имеет смысл упоминать все мероприятия многостраничной программы, разработанной учеными, специалистами и огромным количеством чиновников из всей «вертикали» власти для исполнения этими же чиновниками… Точно так же, как и не следует в сложившейся системе отчетности органов госуправления определять  достигнутый экономический результат от всего этого, потому как  цифры эффективности части  мероприятий встроены в общую схему прогнозных и фактических показателей итогов деятельности структур исполнительной власти разных уровней. А оставшаяся часть, по замыслу разработчиков программы, имеет долгосрочный характер и носит мультипликативный эффект.

Безусловно, решая текущие задачи, необходимо заглядывать в будущее, но из песни, как известно, слов не выкинешь… А «песня», то есть данные, на сегодня таковы, что в мировой экономике доходы от туризма составляют 9 %, в Таиланде и Эмиратах превышают 20 % ВВП, в Беларуси же -- порядка 2 процентов… Нисколько не умаляя компетентность экспертов и специалистов в сфере туризма, всех разработчиков и исполнителей программы, всё же, хочется спросить: «Той ли дорогой идем, товарищи?». Или идем, но -- не совсем в ногу, на ходу изобретая какой-то свой, особенный «велосипед»? 

                  С прагматичной точки зрения и без популизма, Министерству спорта и туризма Беларуси, по-видимому, следует -- пока не поздно! -- вспомнить народную мудрость «о плясках» от печки. И, как координатору госпрограммы, определить (с внедрением в иные государевы умы) краеугольные камни фундамента для возведения в стране устойчивого сооружения под названием «туризм».  Не забывая, при этом, о широко применяемой практике развития тематических кластеров по выбранным направлениям.

Именно координатору и основному регулятору данной деятельности в стране целесообразно собраться с мужеством и инициировать отказ от… попыток создания на всей территории страны «туристического рая» во всех его проявлениях.

Ну, нет такого нигде в мире и не бывает! Даже самые продвинутые в этом вопросе страны вначале определяли для себя приоритетные направления развития туризма -- по степени рыночной конкурентоспособности и привлекательности для кошельков потребителей, отодвигая все остальное на второй план, то есть на уровень сопутствующего сервиса. Если берем Италию, то, в первую очередь, -- это исторический и пляжный туризм, но с сильно развитым агроэкотуризмом. Если Таиланд, то -- “массаж» и океан, если  Израиль – то медицина…

А если Беларусь, то, в соответствии с государственной стратегией, точнее программой – всё и вся понемногу! Увы, но нет в стране предпосылок для пляжного отдыха, да и отечественные болота интересны лишь ограниченному кругу «зеленых».  (Кстати, один из владельцев агроусадьбы в беседе со мной искренне недоумевал по поводу недовольства своих гостей назойливостью белорусских комаров). А «новодельный» Мирский замок вкупе с Гомельским дворцом в стиле «обновленного русского классицизма» не способствуют росту массового интереса ко всем историческим объектам Синеокой. (Тем более, что в настоящее время это, в большинстве своем, -- поросшие бурьяном развалины).  И с событийным туризмом как-то не особо заладилось: фактические данные интенсивности турпотока по «Славянскому базару» и активно пропиаренному чемпионату мира по хоккею, мягко говоря, отличаются от прогнозных. И не в большую сторону.                                                                                                                                                                                           

Что делать? Вопрос, на который -- столько же ответов, сколько и задающих его. Но бесспорно одно: туризму в Беларуси быть, как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе! С позиций богатого прошлого и всевозрастающей национальной самоидентификацией общества нашей стране целесообразно одним из таких стратегических направлений формирования туриндустрии определить в качестве цели, всё же,  исторический (по государственной классификации -- культурно-познавательный) туризм во всех его проявлениях.

Хотя такое определение -- процесс долгий и требующий слаженных усилий различных ведомств, предпосылки для достижения цели есть. В первую очередь, в виде большого количества «запущенных» исторических и культовых объектов. Только история должна браться за основу не выборочно, не по кускам, а вся, включающая разные эпохи государственности и принадлежности кому-то белорусского края. (Причем, без претензий на основную роль белорусов в мироздании и появлении человечества на планете Земля).

По всей видимости, в условиях ручного управления всеми процессами в стране необходим распорядительный документ Главы белорусского государства, определяющий порядок и условия фактически бесплатной передачи «развалин» в собственность заинтересованным инвесторам. Цель такой передачи -- восстановление объектов под контролем уполномоченных органов, с последующей их эксплуатацией в качестве туристических объектов.

 А также, в унисон такой стратегии, необходим повышающий статус краеведения до уровня обязательной дисциплины в учреждениях образования страны. И вот здесь-то необходима вся сила воли и консолидация действий государственных и негосударственных регуляторов отрасли для разработки, согласования и лоббирования подобного нормативного акта.

И, замечу попутно, ничего в этом особо нового, революционного, нет, так как механизм подобных трансформаций достаточно успешно был опробован в ряде стран во время непростой для них экономической ситуации.

 Еще одним стратегическим направлением развития туризма для Беларуси мог бы стать оздоровительный (санаторные и медицинские услуги) туризм. Но лишь тогда, когда предоставляться будут качественные и по разумным ценам услуги. Надо только, как минимум, отменить плату за въездные визы для данной категории зарубежных потребителей и предоставить налоговые преференции оздоровительным и медицинским учреждениям, что быстро восполнится количественным ростом туристов, как приезжающих, так и своих.

Или утверждения госслужащих о проведенной успешной модернизации медицинской и санаторно-курортной базы в стране -- только разговоры? А будет возрастающий поток посетителей медучреждений, санаториев, баз отдыха – будет и развитие сопутствующей сервисной инфраструктуры. За счет частного капитала, а не вечного упования на бюджетные вливания! И это уже -- не предложение новой «головной боли» для чиновников, а закон рынка.

                 Предлагаемые выше стратегические направления развития отрасли не являются истиной в последней инстанции и никак не отменяют уже наработанные бизнес-схемы в «зеленом», событийном, кулинарном, охотничьем и так далее туризме. Наоборот, определение стратегических задач и целенаправленное движение к их решению только поспособствует развитию и иных способов извлечения доходов в туристической сфере. Но не как равных среди равных, а на уровне сопутствующих услуг, повышающих привлекательность основных направлений.

И еще. Своевременное определение внятных стратегических направлений с последующим поступательным движением, как минимум, положительно отразится на туристическом (и общем) имидже белорусского государства. (В отличие от уже формируемого сегодня в общественном сознании восприятия страны, как «анклава» многочисленных казино и… доступных проституток).

 Нет, конечно, если игорно-массажные направления развития туризма и есть та самая стратегия, то надо открыто о них говорить?! Выверять посыл с общественным мнением и целенаправленно продвигать на внешнем и внутреннем рынках. Тогда и реклама, и выставки, и семинары должны быть иными, и опыт надо перенимать в Лас-Вегасе и у Таиланда с Кубой. И нормативная база должна видоизменяться соответствующим образом, а госпрограмма наполняться совсем иными мероприятиями   с другими исполнителями… 

…А если нет у нас намерения стать игорно-массажным «раем», то и плясать надо от печки, то бишь вначале определять ключевые направления, на конкурсной основе возлагать исполнение пилотных проектов на отдельные районы республики (кластеры). И лишь затем, под эти «краеугольные камни», составлять долгосрочный план действий для исполкомов, ведомств и субъектов хозяйствования.

 Почему бы не придать статус кластера по развитию оздоровительного туризма -- Мядельскому району с его уникальной Нарочанской природно-рекреационной зоной, по развитию исторического туризма --  Поставскому району, центру белорусского Поозерья -- с его архитектурным и культовым наследием, и так далее, и тому подобное… А чтобы эта процедура реализовывалась на практике, а не на бумаге,  надо  в отчетных показателях отобранных через конкурс районов, вместо показателей валового и обезличенного роста производства продукции и услуг, внести показатели отчетности о развитии туризма и сопутствующего сервиса в кластере. В противном случае, местный чиновник и не сдвинется с места в сторону содействия инициативам субъектов хозяйствования разных форм собственности в создании и развитии новых источников получения выручки за счет увеличения потока потребителей в своем регионе. К слову, при появлении таких новых источников и затрат из бюджета не понадобится!

                Кстати, о планах и мероприятиях госпрограммы… Совсем не понятна логика разработчиков и регуляторов, включивших в программу финансируемые из разных источников проекты создания отдельных объектов придорожного сервиса в Беларуси. Во-первых, это сопутствующий сервис, имеющий с туризмом лишь опосредованную связь, а, во-вторых, развитие столь важной сферы услуг в стране давно уже настолько актуально, что требует принятие обособленных решений по данному вопросу.

Тем более, что положительный опыт подобных волевых действий уже имеется и касается массового создания агроусадеб на сельских территориях. Оказалось, настолько массового, что за счет льгот и дешевых кредитов для обустройства деревенских усадеб появилось… много объектов гостиничного типа, особенно -- вблизи столицы и областных центров.

Вот и пришло время (спасибо кризису!) проявить государственную рачительность и провести инвентаризацию всех объектов на соответствие их той или иной категории: «гостиница», «развлекательный центр», «гостевой дом», «агроусадьба»… И попросить настоятельно собственников  перейти в иной формат уплаты налогов с параллельным возмещением кредитных средств по согласованному с банком графику в течение нескольких лет. Но только -- без «революционных» административных шагов по якобы наведению порядка! Иначе, как уже бывало не раз, с водой выплеснется и ребенок.

Возвращаясь же к теме массового развития сети объектов придорожного сервиса… Тут решение напрашивается само по себе: вот земля, вот льготный кредит -- строй, живи, обеспечивай функционирование, соблюдай установленные государством правила игры! А невысокая ставка по целевым кредитам на эти цели -- за счет пересмотра условий экономической помощи для гостиниц и гостевых домов, созданных под видом агроусадеб. И не надо трудовых затрат чиновников для разработки схем развития придорожного сервиса с указанием конкретных мест размещения объектов на трассах! Как и не надо доведения планов строительства закредитованным субъектам хозяйствования с последующим требованием отчетов о выполнении этих самых планов.

Правда, и здесь, и по программе развития туризма есть вопрос, на который пока нет вразумительного ответа: «А чем же будет заниматься армия чиновников, разрабатывающая планы и требующая отчеты?» Одно ясно: как минимум, сэкономятся бюджетные деньги.

Вместо резюме

Подобная схема развития белорусского туризма не только не требует вложений из не очень туго набитого кошелька страны, а, наоборот, даже экономит средства. Другими словами, если сейчас не остановиться, не оглядеться и не переосмыслить направления движения в сфере туризма, то через небольшой промежуток времени известный афоризм от острослова-политика «хотели как лучше, а вышло как всегда» имеет шансы прозвучать с белорусским акцентом. Или -- на «трасянцы»…

Александр КАМАЙ, главный редактор издания «АПжурнал»

Снимок носит иллюстративный характер!

Фото: из архива AGROLIVE.by

 


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Леонид ЗАИКО, экономист, руководитель Аналитического центра «Стратегия»:

    – (О планах главы белорусского государства возрождать небольшие деревни – Прим. www.agrolive.by) . Они сначала создали проблемы, а теперь хотят их решать. Мне кажется, белорусская власть просто не понимает, что произошло в деревне. Она не имеет ни малейшего представления. Дело в том, что в Европе еще в средние века бедные крестьяне разорялись и уходили в города. В сельской местности оставались самые сильные. В Беларуси и в России все было наоборот: с того времени, как началась коллективизация, самые сильные и умные начали уходить из деревень.

    ЦИФРА

    Более 4,1 тыс. молочно-товарных ферм, из них 1 181 реконструированных и модернизированных

    всего в стране действуют по состоянию на 2017 год, проинформировали Президент Беларуси Александра ЛУКАШЕНКО во время одной из своих рабочих поездок в Брестскую область минувшим летом. Глава государства добавил, что в высокой степени готовности – еще более 120 ферм. И поручил завершить строительство МТФ в стране за 2017–2018 годы?, сообщило БЕЛТА.?

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Заложники индустриализации. Из агрогородка

    Во всем мире исключительно важное значение приобрела проблема загрязнения воздуха и воды промышленными отходами. Особенно это касается промышленных центров и прилегающих к ним территорий, где сосредоточено много крупных предприятий. Жители агрогородка Вейно Могилевского района тоже считают себя в какой-то степени заложниками индустриализации.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)