АГРОНАУКА

Белорусская сельскохозяйственная наука: на задворках бюджетного финансирования. Часть 2


Эксперт www.agrolive.by, белорусский ученый-аграрник Валерий СОЛЯНИК, рассуждает о том, почему отечественная сельскохозяйственная наука не дает должной отдачи и как нужно перестроить ее деятельность и, главное, финансирование.

Окончание. Начало материала см. здесь: «Белорусская сельскохозяйственная наука: на задворках бюджетного финансирования. Часть 1»

Всего – 439 научных организаций…

На 1 января 2017 г. в  Республике Беларусь функционировало всего 439 научных организаций, из них 65,1% – частные, 19,8% – государственные, 14,6%  – в секторе высшего образования и 0,5% – в секторе некоммерческих организаций. Списочная численность работников, выполняющих научные исследования и разработки, – 25,9 тыс. человек. Из них имеют ученую степень доктора наук – 631 человек; кандидата наук – 2,8 тыс. человек; исследователей без ученой степени – 16,9 тыс. человек. В Национальной академии наук Беларуси, соответственно, – 14,4 тыс. человек; 437; 1,6 тыс. и 8,8 тыс. человек.

В стране функционирует 51 учреждение высшего образования (УВО),  из них 42 государственной формы собственности и  9 учреждений частной формы собственности. Все УВО государственной формы собственности находятся в подчинении 12 органов государственного управления, республиканских органов государственного управления и государственных органов.  В частности,  к Министерству образования  относится 21 УВО, к Министерству сельского хозяйства и продовольствия  и  Министерству здравоохранения – по 4,  к Министерству культуры – 3 и т.д.

Профессорско-преподавательский состав УВО страны насчитывает 21,6 тысяч преподавателей, в т.ч. имеющих ученую степень доктор наук  – 1,3 тыс. .человек, кандидата наук – 8,5 тыс. человек. В УВО государственной формы собственности, соответственно: 20,7 тыс. человек, 1,28 тыс. и 8,1 тыс. человек; частной формы собственности – 964, 55 и 370 человек.

Кандидаты и доктора наук системы высшего образования – это потенциальные научные работники. Причем, занятие наукой не запрещено законодательством независимо от занимаемой должности. Например, можно быть руководителем любого учреждения и, одновременно, – научным консультантом на предприятии в конкретной подотрасли экономики.

На начало 2017 г. фиксировалась следующая общая численность работников Национальной академии наук Беларуси по отделениям, чел.:

Отделение НАН Беларуси Всего в т.ч.*
техперсонал исследователи ученые
Аграрных наук 5600 3808 1305 487
Биологических наук 915 156 519 240
Гуманитарных наук 800 71 487 242
Медицинских наук 255 0 200 55
Физики, математики и информатики 1350 201 860 289
Физико-технических наук 4490 2442 1576 472
Химии и наука о Земле 999 148 602 249
ИТОГО 14409 6826 5549 2034

*техперсонал - обслуживающий и технический персонал, администрация; исследователи – научные сотрудники, не имеющие ученой степени; ученые – научные сотрудники, имеющие ученые степени.

Куда направлять деньги?

Анализ структуры научных работников по отделениям НАН Беларуси показал, что исследователи составляют 73% (от 67% – в отделении гуманитарных наук  до 78% –  в отделении медицинских наук), а ученые, имеющих ученую степень, – 27%.  Соотношение ученых и исследователей по Отделениям НАН Беларуси в настоящее время:

отделение аграрных наук 1к  2,7
отделение биологических наук 1к 2,2
отделение гуманитарных наук 1к 2,0
отделение медицинских наук 1к 3,6
отделение физики, математики и информатики 1 к 3,0
отделение физико-технических наук 1 к 3,3
отделение химии и наук о Земле 1 к 2,4
среднее значение по НАН Беларуси 1 к 2,7

На наш взгляд, бюджетное финансирование должно направляться в государственные НИУ НАН Беларуси и сферы высшего образования  при условии, что вся штатная численность работников сократиться. То есть, при соотношении ученых и исследователей 1 к 2, с перспективой – 1 к 1, а затем 2-3 к 1. Безусловно, необходимо учитывать отрасль науки, к которой относятся то или иное научно-исследовательское учреждение.

Нужно иметь в виду: НИУ частной формы собственности – это исключительно коммерческие организации, цель которых лоббировать интересы своих учредителей, зачастую иностранных. Функционирование ЧНИУ направлено на научное сопровождение процесса продвижения на белорусский рынок зарубежных научно-технологических разработок.

В 2017 году примерное среднемесячное поступление денежных средств из республиканского бюджета на выполнение госпрограмм (ГП), в т.ч. на ГПНИ, в расчете на одного работника НАН Беларуси, руб.:

Отделение Штатный работник Исследователь и  ученый Ученый
ГПНИ Все ГП ГПНИ Все ГП ГПНИ Все ГП ГПНИ
9 Аграрных наук 331 191 1033 598 3802 2199
3 Биологических наук 1638 947 1974 1142 6243 3611
12 Гуманитарных наук 3107 1797 3409 1972 10270 5940
4 Медицинских наук 4993 2888 4993 2888 23152 13391
5, 6, 11 Физики, математики и информатики 3272 1892 3844 2223 15282 8839
1, 7, 8 Физико-технических наук 1456 842 3191 1846 13847 8009
2, 10 Химии и наука о Земле 3365 1946 3950 2285 13501 7809
В среднем 1487 860 5168 2989 10532 6092

Если фонд заработной платы в объеме поступающих бюджетных средств составляет 50%, то уровень ежемесячной зарплаты у ученых и исследователей всех отделений наук НАН Беларуси, за исключением аграрного и биологического, будет значительно  выше 1 тысячи рублей в месяц. Следовательно,  фактический среднемесячный уровень зарплаты в НИУ НАН Беларуси уже в 2017 г. должен составлять не менее одной тысячи рублей. Так зачем указ Президента о повышении тарифной ставки для работников белорусской науки в 2 (!!!) раза?

Удивительно другое. Если белорусское сельское хозяйство обеспечило продовольственную безопасность и ежегодно экспортирует на миллиарды долларов продуктов питания, то на ученых аграрного отделения  НАН Беларуси, которые имеют такие же ученые степени, как и в других отделениях, «приходится» денежный доход в несколько раз ниже, чем у коллег по академии:

Отделение НАН Беларуси На каждого работника Исследователи и ученые Ученые
Аграрных наук 1,0 1,0 1,0
Биологических наук 5,0 1,9 1,6
Гуманитарных наук 9,4 3,3 2,7
Медицинских наук 15,1 4,8 6,1
Физики, математики и информатики 9,9 3,7 4,0
Физико-технических наук 4,4 3,1 3,6
Химии и наука о Земле 10,2 3,8 3,6
В среднем по НАН Беларуси 4,5 5,0 2,8

Как платить?

 Предположим, что 15% докторов и кандидатов наук всех УВО участвуют в выполнении научных исследований. Если к их численности добавим докторов и кандидатов наук НАН Беларуси, то число ученых, занимающихся научной работой,  составит:  докторов наук –  832 человека  и кандидатов наук –  4117 человек. В научных исследованиях будут участвовать все исследователи НАН Беларуси – 5549 человек.  Таким образом, итоговая численность научных работников в Республике Беларусь составит 10,5 тысячи человек. При этом, согласно статистическим отчетам, реальное количество исследователей, без учета ученых работающих в НИУ и УВО  страны, – почти  17 тыс. человек.

Суммируя приведенные данные, получаем,  что республиканский бюджет должен содержать  26 тыс. ученых и исследователей, и это – без учета аппарата управления, обслуживающего и технического персонала НИУ!

Мы провели моделирование имеющейся и планируемой структуры белорусской научной сферы (все научные организации) (табл. 4).

Таблица 4

Наименование показателей Параметры 2017 г.* Моделирование
А В Вариант I Вариант II
А В А В
Годовой объем финансирования, млн. руб. 365 257 365 257 365 257
Штатная численность работник,  тыс. чел. 25,9 12,0 10,5
Научных работников, имеющих ученую степень, % 13,4

 

41,2

 

47,1

 

Научных работников без ученой степени, % 65,1 46,5 40,6
Обслуживающего и технического персонала, % 21,5 12,3 12,3
Количество научных работников, имеющих ученую степень, чел. 3476 4949 4949
Количество научных работников без ученой степени, чел. 16888 5580 4263
Количество обслуживающего и технического персонала, чел. 5578 1476 1292
Среднемесячная зарплата работника по штатному расписанию, руб./мес.** 394 277 852 600 670 474
Дополнительная среднемесячная зарплата для научного работника, имеющего ученую степень, руб./мес. 1000 700
Годовой объем денежных поступлений в расчете на одного работника, тыс.руб. 14,1 9,9 30,4 21,4 34,8 24,5
Среднемесячная зарплата работника по штатному расписанию, руб./мес. 394 277 852 600 1141 804
Среднемесячная зарплата научного работника, имеющего ученую степень, руб./мес. 394 277 852 600 1670 1174

* А – Плановый объем финансирования; В – в т.ч. из республиканского бюджета.

**В расчете исходили из того, что базовый Фонд заработной платы (ФЗП) для всех работников в выручке (в денежном поступлении) составляет 45%, а дополнительный ФЗП для научных работников, имеющих ученую степень, –70 %.

Не обойтись без сокращения

 Из проведенных расчетов видно: для повышения зарплаты кандидатам и докторам наук необходимо  постепенно в 3-4 раза сократить численность исследователей (научных работников, не имеющих ученой степени), и в 3,8-4,3 раза – уменьшить количество обслуживающего и технического персонала НИУ, по сравнению с имеющимся сейчас штатным расписанием. Инициирование учеными проекты заданий госпрограмм, в т.ч. финансируемые за счет республиканского бюджета, позволяют увеличить дополнительное финансирование к базовому уровню и повысить зарплату научным работникам, имеющим ученую степень, в 2-2,5 раза. При этом фонд зарплаты НИУ увеличивается всего на 8% (с 45% до 53%).

Именно перспектива повышения зарплаты  ученым, за счет инициирования заданий государственных программ и их выполнения, будет стимулировать научных работников НИУ на получение ученой степени. В то же время низкий уровень базовой среднемесячной зарплаты в НИУ будет притормаживать приход в науку неамбициозных исследователей, не желающих обучаться в аспирантуре (докторантуре) и повышать свою квалификацию, в т.ч. через соискательство.

Постепенное сокращение численности работников НИУ целесообразно осуществлять лишь за счет уменьшения количества неостепененных научных сотрудников, а также избыточного обслуживающего персонала, если таковой имеется. Главное, в последнем случае, – чтобы сокращение не отразилось на функционировании материально-технической базы, зданий и сооружении научного учреждения. Прежде всего, это касается сантехников, электриков, сторожей,  ремонтников и др.

В век развития Интернета и компьютерных технологий, наличия цифровой подписи и других атрибутов цифровой экономики – администрация, в т.ч. бухгалтерско-экономические, юридические и иные отделы, должны быть небольшими по численности.

В структуре НИУ численность администрации и обслуживающего персонала не может превышать 15%. Данная цифра должна контролироваться органом госуправления, в ведении которого находится научное учреждение. К слову, об уровне начисленной зарплаты представителям аппарата управления НИУ должны знать рядовые сотрудники.

Важно, чтобы среднемесячная зарплата должностных лиц учреждений финансируемых из госбюджета, была не более чем в 1,5-2 (полтора-два) раза выше, чем в среднем по коллективу, согласно штатному расписанию.

Итого…

По общему правилу, в начале каждой пятилетки Указом Президента и постановлением Совета Министров Республики Беларусь утверждается перечень приоритетных направлений научных исследований.  Одновременно Совет Министров утверждает перечень государственных, региональных научно-технических программ и государственных программ научных исследований с указанием целей программ, их заказчиков, исполнителей, плановые объемы финансирования, в том числе из средств республиканского бюджета. Объемы бюджетного финансирования утверждаются при принятии Закона Республики Беларусь на очередной финансовый год.

В основе распределения финансовых средств, выделяемых государством, должен лежать рыночный принцип спроса и предложения, т.е. постановка задач, обеспечение их выполнение деньгами, и возможность решения научных проблем  учеными конкретных отраслей науки (отделениями НАН Беларуси и НИУ сферы высшего образования). Ежегодно Постановлением Совета Министров должна быть определена структура калькуляции сметной стоимости работ (услуг) в рамках выполнения госпрограмм, с расчетом баланса между реальными потребностями государственных НИУ и объемами выделяемого бюджетного финансирования.

Органы государственного управления, в ведении которых имеются научно-исследовательские учреждения, обязаны разработать для каждого из них штатное расписание, в котором, в зависимости от отрасли науки, четко обосновать численность исследователей по отношению к ученым, имеющим ученую степень. На основе разработок госорганов по численности работников НИУ Совет Министров должен принимать постановление, в котором сводились бы эти данные в баланс обеспечения учеными конкретных научно-производственных направлений национальной экономики.

С зоотехнической точки зрения, денежные средства, выделяемые на выполнения  Г(Р)НТП, должны направляться в НИУ для «поддержания жизни» (централизованно на обеспечение базового уровня зарплаты и содержания основных средств), а из ГПНИ – «на прирост» (через участие в конкурсе заявок на задание в госпрограмме для получение выходной научной продукции, т.е. научного результата в отрасли науки и в междисциплинарных исследованиях).

Государственные научно-исследовательские учреждения необходимо законодательно отнести к бюджетной сфере –  наряду с образованием, медициной, культурой. Для государственных НИУ должна быть базовая зарплата как в бюджетной сфере, а также  полное финансовое и материально-техническое обеспечение функционирования зданий и сооружений, принадлежащих им на праве хозяйственного ведения и/или оперативного управления.  Это связано с тем, что право собственности на все здания, общежития, сооружения, гаражи и т.д. имеет  Национальная академия наук Беларуси и другие органы государственного управления.

Прозрачность выделения, распределения и освоения бюджетных средств позволит Комитету государственного контроля Республики Беларусь навести порядок в выполнении бюджетного законодательства в научно-исследовательской сфере. Можно предположить, что информационная открытость для рядовых ученых всех финансовых потоков,  направляемых на научные исследования, не потребует дополнительного бюджетного финансирования, а даст возможность получать ликвидную выходную научную продукцию, коммерциализация которой повысит эффективность отраслей национальной экономики.

Для того, чтобы раз и навсегда решать вопрос с обеспечением достойной заработной платой научных работников нашей страны, необходимо:

  1. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь:

– определить контрольную численность научных работников (исследователей и ученых), работающих в государственных научно-исследовательских учреждениях и в сфере высшего образования страны;

– отнести нормативно-установленную штатную численность ученых и исследователей, работающих в государственных НИУ и в секторе высшего образования, исключительно к работникам бюджетной сферы, а  учреждения – к бюджетным.

  1. Финансовые средства, ежегодно выделяемые из республиканского бюджета на выполнение государственно-региональных научно-технических программ (ГНТП, РНТП), постановлением Совета Министров распределять между НИУ Национальной академии наук Беларуси, сферы высшего образования и органов госуправления, как базовое финансирование:

– в соответствии  с обеспечением минимально-приемлемой среднемесячной зарплаты для штатной численности работников подведомственных научно-исследовательских организаций; ежегодный фонд заработной платы в объеме поступающих средств должен находиться в пределах 40-45%;

– для 100% компенсации материальных затрат по эксплуатации основных фондов, а также на накладные и прочие прямые расходы научно-исследовательских учреждений.

  1. Финансовые средства, ежегодно выделяемые из республиканского бюджета непосредственно на научные разработки в рамках ГПНИ, постановлением Совета Министров распределять с учетом отраслей науки и осваивать исключительно через подачу учеными проектов заданий на конкурс для включения в выполняемые госпрограммы (авансированное финансирование процесса получения выходной научной продукции); ежегодный фонд заработной платы должен находиться в пределах 65-70% в объеме поступающих средств по заданиям ГПНИ.
  2. Частные научно-исследовательские организации должны иметь право участвовать исключительно на конкурсной основе в выполнении только ГПНИ и лишь под личную ответственность должностных лиц профильных министерств и ведомств реальных отраслей экономики.
  3. Разработать нормативно-правовой механизм покупки органами государственного управления научно-исследовательских разработок (выходной научной продукции) непосредственно у их разработчиков и/или у организации-разработчика. Оплату производить из средств министерств и ведомств, являющими организациями-заказчиками заданий Г(Р)НТП, разовым платежом. Или – с рассрочкой платежа. Или – с конкретного процента от прибыли, полученной покупателем после внедрения и освоения НИР.
  4. Покупать зарубежные технологии и технологические решения, оборудование, племенных животных и др. – исключительно под личную ответственность руководителя профильного министерства и ведомства, при обязательном условии наличия экспертного заключения от научно-исследовательского учреждения НАН или сферы высшего образования.

Валерий СОЛЯНИК, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

Источник фото: agronews.org


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Алексей БОГДАНОВ, начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Беларуси:

    – Россия остается важнейшим торгово-экономическим партнером для белорусских производителей сельхозпродукции, которая пользуется высокой лояльностью потребителей. Стратегия на этом рынке такова: сохранить достигнутое за прошлые годы. А вот дополнительные объемы производства и по мясу, и по молоку поставлять на разные рынки, диверсифицируя экспорт. Мы реально понимаем, что Россия занимается очень хорошим делом — импортозамещением, наращиванием собственного производства. Негоже такой стране зависеть от кого-то по импорту основных продуктов питания…

    ЦИФРА

    С 64 до чуть менее 30 тысяч единиц

    упали за последние годы, по сравнению с 2012-м, объемы производства тракторов в Беларуси. Об этом, как сообщает БЕЛТА, доложил на совещании у Президента А. ЛУКАШЕНКО министр промышленности РБ Виталий ВОВК.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    В Гомельском районе – органик сад

    Здесь будут выращивать яблоки, груши и абрикосы без «химии». Местные фрукты прекрасно дополнят школьные обеды, а излишки планируют продавать – деньги пойдут на поддержку школы. К тому же сад станет местом отдыха деревенских жителей, сообщили www.agrolive.by в Центре экологических решений (ЦЭР).

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)