АГРОНАУКА

Белорусская сельскохозяйственная наука: на задворках бюджетного финансирования. Часть 2


Эксперт www.agrolive.by, белорусский ученый-аграрник Валерий СОЛЯНИК, рассуждает о том, почему отечественная сельскохозяйственная наука не дает должной отдачи и как нужно перестроить ее деятельность и, главное, финансирование.

Окончание. Начало материала см. здесь: «Белорусская сельскохозяйственная наука: на задворках бюджетного финансирования. Часть 1»

Всего – 439 научных организаций…

На 1 января 2017 г. в  Республике Беларусь функционировало всего 439 научных организаций, из них 65,1% – частные, 19,8% – государственные, 14,6%  – в секторе высшего образования и 0,5% – в секторе некоммерческих организаций. Списочная численность работников, выполняющих научные исследования и разработки, – 25,9 тыс. человек. Из них имеют ученую степень доктора наук – 631 человек; кандидата наук – 2,8 тыс. человек; исследователей без ученой степени – 16,9 тыс. человек. В Национальной академии наук Беларуси, соответственно, – 14,4 тыс. человек; 437; 1,6 тыс. и 8,8 тыс. человек.

В стране функционирует 51 учреждение высшего образования (УВО),  из них 42 государственной формы собственности и  9 учреждений частной формы собственности. Все УВО государственной формы собственности находятся в подчинении 12 органов государственного управления, республиканских органов государственного управления и государственных органов.  В частности,  к Министерству образования  относится 21 УВО, к Министерству сельского хозяйства и продовольствия  и  Министерству здравоохранения – по 4,  к Министерству культуры – 3 и т.д.

Профессорско-преподавательский состав УВО страны насчитывает 21,6 тысяч преподавателей, в т.ч. имеющих ученую степень доктор наук  – 1,3 тыс. .человек, кандидата наук – 8,5 тыс. человек. В УВО государственной формы собственности, соответственно: 20,7 тыс. человек, 1,28 тыс. и 8,1 тыс. человек; частной формы собственности – 964, 55 и 370 человек.

Кандидаты и доктора наук системы высшего образования – это потенциальные научные работники. Причем, занятие наукой не запрещено законодательством независимо от занимаемой должности. Например, можно быть руководителем любого учреждения и, одновременно, – научным консультантом на предприятии в конкретной подотрасли экономики.

На начало 2017 г. фиксировалась следующая общая численность работников Национальной академии наук Беларуси по отделениям, чел.:

Отделение НАН Беларуси Всего в т.ч.*
техперсонал исследователи ученые
Аграрных наук 5600 3808 1305 487
Биологических наук 915 156 519 240
Гуманитарных наук 800 71 487 242
Медицинских наук 255 0 200 55
Физики, математики и информатики 1350 201 860 289
Физико-технических наук 4490 2442 1576 472
Химии и наука о Земле 999 148 602 249
ИТОГО 14409 6826 5549 2034

*техперсонал - обслуживающий и технический персонал, администрация; исследователи – научные сотрудники, не имеющие ученой степени; ученые – научные сотрудники, имеющие ученые степени.

Куда направлять деньги?

Анализ структуры научных работников по отделениям НАН Беларуси показал, что исследователи составляют 73% (от 67% – в отделении гуманитарных наук  до 78% –  в отделении медицинских наук), а ученые, имеющих ученую степень, – 27%.  Соотношение ученых и исследователей по Отделениям НАН Беларуси в настоящее время:

отделение аграрных наук 1к  2,7
отделение биологических наук 1к 2,2
отделение гуманитарных наук 1к 2,0
отделение медицинских наук 1к 3,6
отделение физики, математики и информатики 1 к 3,0
отделение физико-технических наук 1 к 3,3
отделение химии и наук о Земле 1 к 2,4
среднее значение по НАН Беларуси 1 к 2,7

На наш взгляд, бюджетное финансирование должно направляться в государственные НИУ НАН Беларуси и сферы высшего образования  при условии, что вся штатная численность работников сократиться. То есть, при соотношении ученых и исследователей 1 к 2, с перспективой – 1 к 1, а затем 2-3 к 1. Безусловно, необходимо учитывать отрасль науки, к которой относятся то или иное научно-исследовательское учреждение.

Нужно иметь в виду: НИУ частной формы собственности – это исключительно коммерческие организации, цель которых лоббировать интересы своих учредителей, зачастую иностранных. Функционирование ЧНИУ направлено на научное сопровождение процесса продвижения на белорусский рынок зарубежных научно-технологических разработок.

В 2017 году примерное среднемесячное поступление денежных средств из республиканского бюджета на выполнение госпрограмм (ГП), в т.ч. на ГПНИ, в расчете на одного работника НАН Беларуси, руб.:

Отделение Штатный работник Исследователь и  ученый Ученый
ГПНИ Все ГП ГПНИ Все ГП ГПНИ Все ГП ГПНИ
9 Аграрных наук 331 191 1033 598 3802 2199
3 Биологических наук 1638 947 1974 1142 6243 3611
12 Гуманитарных наук 3107 1797 3409 1972 10270 5940
4 Медицинских наук 4993 2888 4993 2888 23152 13391
5, 6, 11 Физики, математики и информатики 3272 1892 3844 2223 15282 8839
1, 7, 8 Физико-технических наук 1456 842 3191 1846 13847 8009
2, 10 Химии и наука о Земле 3365 1946 3950 2285 13501 7809
В среднем 1487 860 5168 2989 10532 6092

Если фонд заработной платы в объеме поступающих бюджетных средств составляет 50%, то уровень ежемесячной зарплаты у ученых и исследователей всех отделений наук НАН Беларуси, за исключением аграрного и биологического, будет значительно  выше 1 тысячи рублей в месяц. Следовательно,  фактический среднемесячный уровень зарплаты в НИУ НАН Беларуси уже в 2017 г. должен составлять не менее одной тысячи рублей. Так зачем указ Президента о повышении тарифной ставки для работников белорусской науки в 2 (!!!) раза?

Удивительно другое. Если белорусское сельское хозяйство обеспечило продовольственную безопасность и ежегодно экспортирует на миллиарды долларов продуктов питания, то на ученых аграрного отделения  НАН Беларуси, которые имеют такие же ученые степени, как и в других отделениях, «приходится» денежный доход в несколько раз ниже, чем у коллег по академии:

Отделение НАН Беларуси На каждого работника Исследователи и ученые Ученые
Аграрных наук 1,0 1,0 1,0
Биологических наук 5,0 1,9 1,6
Гуманитарных наук 9,4 3,3 2,7
Медицинских наук 15,1 4,8 6,1
Физики, математики и информатики 9,9 3,7 4,0
Физико-технических наук 4,4 3,1 3,6
Химии и наука о Земле 10,2 3,8 3,6
В среднем по НАН Беларуси 4,5 5,0 2,8

Как платить?

 Предположим, что 15% докторов и кандидатов наук всех УВО участвуют в выполнении научных исследований. Если к их численности добавим докторов и кандидатов наук НАН Беларуси, то число ученых, занимающихся научной работой,  составит:  докторов наук –  832 человека  и кандидатов наук –  4117 человек. В научных исследованиях будут участвовать все исследователи НАН Беларуси – 5549 человек.  Таким образом, итоговая численность научных работников в Республике Беларусь составит 10,5 тысячи человек. При этом, согласно статистическим отчетам, реальное количество исследователей, без учета ученых работающих в НИУ и УВО  страны, – почти  17 тыс. человек.

Суммируя приведенные данные, получаем,  что республиканский бюджет должен содержать  26 тыс. ученых и исследователей, и это – без учета аппарата управления, обслуживающего и технического персонала НИУ!

Мы провели моделирование имеющейся и планируемой структуры белорусской научной сферы (все научные организации) (табл. 4).

Таблица 4

Наименование показателей Параметры 2017 г.* Моделирование
А В Вариант I Вариант II
А В А В
Годовой объем финансирования, млн. руб. 365 257 365 257 365 257
Штатная численность работник,  тыс. чел. 25,9 12,0 10,5
Научных работников, имеющих ученую степень, % 13,4

 

41,2

 

47,1

 

Научных работников без ученой степени, % 65,1 46,5 40,6
Обслуживающего и технического персонала, % 21,5 12,3 12,3
Количество научных работников, имеющих ученую степень, чел. 3476 4949 4949
Количество научных работников без ученой степени, чел. 16888 5580 4263
Количество обслуживающего и технического персонала, чел. 5578 1476 1292
Среднемесячная зарплата работника по штатному расписанию, руб./мес.** 394 277 852 600 670 474
Дополнительная среднемесячная зарплата для научного работника, имеющего ученую степень, руб./мес. 1000 700
Годовой объем денежных поступлений в расчете на одного работника, тыс.руб. 14,1 9,9 30,4 21,4 34,8 24,5
Среднемесячная зарплата работника по штатному расписанию, руб./мес. 394 277 852 600 1141 804
Среднемесячная зарплата научного работника, имеющего ученую степень, руб./мес. 394 277 852 600 1670 1174

* А – Плановый объем финансирования; В – в т.ч. из республиканского бюджета.

**В расчете исходили из того, что базовый Фонд заработной платы (ФЗП) для всех работников в выручке (в денежном поступлении) составляет 45%, а дополнительный ФЗП для научных работников, имеющих ученую степень, –70 %.

Не обойтись без сокращения

 Из проведенных расчетов видно: для повышения зарплаты кандидатам и докторам наук необходимо  постепенно в 3-4 раза сократить численность исследователей (научных работников, не имеющих ученой степени), и в 3,8-4,3 раза – уменьшить количество обслуживающего и технического персонала НИУ, по сравнению с имеющимся сейчас штатным расписанием. Инициирование учеными проекты заданий госпрограмм, в т.ч. финансируемые за счет республиканского бюджета, позволяют увеличить дополнительное финансирование к базовому уровню и повысить зарплату научным работникам, имеющим ученую степень, в 2-2,5 раза. При этом фонд зарплаты НИУ увеличивается всего на 8% (с 45% до 53%).

Именно перспектива повышения зарплаты  ученым, за счет инициирования заданий государственных программ и их выполнения, будет стимулировать научных работников НИУ на получение ученой степени. В то же время низкий уровень базовой среднемесячной зарплаты в НИУ будет притормаживать приход в науку неамбициозных исследователей, не желающих обучаться в аспирантуре (докторантуре) и повышать свою квалификацию, в т.ч. через соискательство.

Постепенное сокращение численности работников НИУ целесообразно осуществлять лишь за счет уменьшения количества неостепененных научных сотрудников, а также избыточного обслуживающего персонала, если таковой имеется. Главное, в последнем случае, – чтобы сокращение не отразилось на функционировании материально-технической базы, зданий и сооружении научного учреждения. Прежде всего, это касается сантехников, электриков, сторожей,  ремонтников и др.

В век развития Интернета и компьютерных технологий, наличия цифровой подписи и других атрибутов цифровой экономики – администрация, в т.ч. бухгалтерско-экономические, юридические и иные отделы, должны быть небольшими по численности.

В структуре НИУ численность администрации и обслуживающего персонала не может превышать 15%. Данная цифра должна контролироваться органом госуправления, в ведении которого находится научное учреждение. К слову, об уровне начисленной зарплаты представителям аппарата управления НИУ должны знать рядовые сотрудники.

Важно, чтобы среднемесячная зарплата должностных лиц учреждений финансируемых из госбюджета, была не более чем в 1,5-2 (полтора-два) раза выше, чем в среднем по коллективу, согласно штатному расписанию.

Итого…

По общему правилу, в начале каждой пятилетки Указом Президента и постановлением Совета Министров Республики Беларусь утверждается перечень приоритетных направлений научных исследований.  Одновременно Совет Министров утверждает перечень государственных, региональных научно-технических программ и государственных программ научных исследований с указанием целей программ, их заказчиков, исполнителей, плановые объемы финансирования, в том числе из средств республиканского бюджета. Объемы бюджетного финансирования утверждаются при принятии Закона Республики Беларусь на очередной финансовый год.

В основе распределения финансовых средств, выделяемых государством, должен лежать рыночный принцип спроса и предложения, т.е. постановка задач, обеспечение их выполнение деньгами, и возможность решения научных проблем  учеными конкретных отраслей науки (отделениями НАН Беларуси и НИУ сферы высшего образования). Ежегодно Постановлением Совета Министров должна быть определена структура калькуляции сметной стоимости работ (услуг) в рамках выполнения госпрограмм, с расчетом баланса между реальными потребностями государственных НИУ и объемами выделяемого бюджетного финансирования.

Органы государственного управления, в ведении которых имеются научно-исследовательские учреждения, обязаны разработать для каждого из них штатное расписание, в котором, в зависимости от отрасли науки, четко обосновать численность исследователей по отношению к ученым, имеющим ученую степень. На основе разработок госорганов по численности работников НИУ Совет Министров должен принимать постановление, в котором сводились бы эти данные в баланс обеспечения учеными конкретных научно-производственных направлений национальной экономики.

С зоотехнической точки зрения, денежные средства, выделяемые на выполнения  Г(Р)НТП, должны направляться в НИУ для «поддержания жизни» (централизованно на обеспечение базового уровня зарплаты и содержания основных средств), а из ГПНИ – «на прирост» (через участие в конкурсе заявок на задание в госпрограмме для получение выходной научной продукции, т.е. научного результата в отрасли науки и в междисциплинарных исследованиях).

Государственные научно-исследовательские учреждения необходимо законодательно отнести к бюджетной сфере –  наряду с образованием, медициной, культурой. Для государственных НИУ должна быть базовая зарплата как в бюджетной сфере, а также  полное финансовое и материально-техническое обеспечение функционирования зданий и сооружений, принадлежащих им на праве хозяйственного ведения и/или оперативного управления.  Это связано с тем, что право собственности на все здания, общежития, сооружения, гаражи и т.д. имеет  Национальная академия наук Беларуси и другие органы государственного управления.

Прозрачность выделения, распределения и освоения бюджетных средств позволит Комитету государственного контроля Республики Беларусь навести порядок в выполнении бюджетного законодательства в научно-исследовательской сфере. Можно предположить, что информационная открытость для рядовых ученых всех финансовых потоков,  направляемых на научные исследования, не потребует дополнительного бюджетного финансирования, а даст возможность получать ликвидную выходную научную продукцию, коммерциализация которой повысит эффективность отраслей национальной экономики.

Для того, чтобы раз и навсегда решать вопрос с обеспечением достойной заработной платой научных работников нашей страны, необходимо:

  1. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь:

– определить контрольную численность научных работников (исследователей и ученых), работающих в государственных научно-исследовательских учреждениях и в сфере высшего образования страны;

– отнести нормативно-установленную штатную численность ученых и исследователей, работающих в государственных НИУ и в секторе высшего образования, исключительно к работникам бюджетной сферы, а  учреждения – к бюджетным.

  1. Финансовые средства, ежегодно выделяемые из республиканского бюджета на выполнение государственно-региональных научно-технических программ (ГНТП, РНТП), постановлением Совета Министров распределять между НИУ Национальной академии наук Беларуси, сферы высшего образования и органов госуправления, как базовое финансирование:

– в соответствии  с обеспечением минимально-приемлемой среднемесячной зарплаты для штатной численности работников подведомственных научно-исследовательских организаций; ежегодный фонд заработной платы в объеме поступающих средств должен находиться в пределах 40-45%;

– для 100% компенсации материальных затрат по эксплуатации основных фондов, а также на накладные и прочие прямые расходы научно-исследовательских учреждений.

  1. Финансовые средства, ежегодно выделяемые из республиканского бюджета непосредственно на научные разработки в рамках ГПНИ, постановлением Совета Министров распределять с учетом отраслей науки и осваивать исключительно через подачу учеными проектов заданий на конкурс для включения в выполняемые госпрограммы (авансированное финансирование процесса получения выходной научной продукции); ежегодный фонд заработной платы должен находиться в пределах 65-70% в объеме поступающих средств по заданиям ГПНИ.
  2. Частные научно-исследовательские организации должны иметь право участвовать исключительно на конкурсной основе в выполнении только ГПНИ и лишь под личную ответственность должностных лиц профильных министерств и ведомств реальных отраслей экономики.
  3. Разработать нормативно-правовой механизм покупки органами государственного управления научно-исследовательских разработок (выходной научной продукции) непосредственно у их разработчиков и/или у организации-разработчика. Оплату производить из средств министерств и ведомств, являющими организациями-заказчиками заданий Г(Р)НТП, разовым платежом. Или – с рассрочкой платежа. Или – с конкретного процента от прибыли, полученной покупателем после внедрения и освоения НИР.
  4. Покупать зарубежные технологии и технологические решения, оборудование, племенных животных и др. – исключительно под личную ответственность руководителя профильного министерства и ведомства, при обязательном условии наличия экспертного заключения от научно-исследовательского учреждения НАН или сферы высшего образования.

Валерий СОЛЯНИК, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

Источник фото: agronews.org


Система Orphus


КОММЕНТАРИИ К МАТЕРИАЛУ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    СКАЗАНО!

    Александр ЛУКАШЕНКО, Президент Беларуси:

    – Стоит вопрос: надо ли сегодня Беларуси производить значительно больше сельхозпродукции, чем сейчас? Мы не будем форсировать это, потому что продать тяжело. Вы видите, как мы пробиваемся на китайский рынок, диверсифицируем продажи продовольствия по всему миру, чтобы не зависеть от одного российского рынка. Мы идем во все точки для того, чтобы продать то, что мы сегодня производим с избытком…

    ЦИФРА

    1,15 млн т зерна вместе с кукурузой (при плане 1,5 млн т)

    получили аграрии Гродненщины по итогам 2018 года. Об этом сообщил губернатор региона Владимир КРАВЦОВ, докладывая Президенту Александру ЛУКАШЕНКО во время визита последнего в Гродно в октябре.

    ГЛАС(З) НАРОДА

    Белорусские фермеры не готовы работать с торговыми сетями, но покупатели будут искать органик продукты в гипермаркетах

    Только 43,2 процента белорусов осведомлены, что такое органические продукты и чем они отличаются от обычных. Основная часть информированных покупателей, в первую очередь, будет искать такую еду на полках гипермаркетов. И лишь 10% – заказывать на интернет-сайтах. Такие любопытные данные получены в ходе социологического исследования, которое провели в текущем году, по заказу Центра экологических решений (ЦЭР), специалисты Информационно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь. www.agrolive.by побывал на презентации результатов, организованной в Минске.

    СИЗОХРЕНИЯ

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Вверх по склону, ведущему вниз…

    Фото Владимира СИЗА.

    ПОЧТА@AGROLIVE.BY

    Логин:
    Пароль:

    (что это)